Водителям предложат раскошелиться на 50 000 руб. на ремонт дорог
Эксперты, обновляющие стратегию развития России до 2020 г., уточнили свои предложения по развитию транспортной системы. Главная проблема — хроническая нехватка инвестиций, ставят они диагноз: растет дефицит транспортных услуг, а подвижность населения — на уровне эпохи гужевого транспорта.
Если ситуация не изменится, то до 2020 г. инвестиции не превысят нынешних 2,2-2,5% ВВП, в том числе из федерального бюджета — 0,8-0,9% ВВП. Тогда отрасль обречена на развитие по инерционному сценарию (цель — не допустить деградации, развиваются лишь те сегменты, которые пользуются платежеспособным спросом), следует из отчета. Инерционное развитие с элементами модернизации оптимально для железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта, пришли к выводу эксперты. А вот дорожному хозяйству нужна «жесткая модернизация» при росте инвестиций до 4-4,5% ВВП к 2020 г. При этом основная нагрузка должна лечь на автовладельцев, пишут эксперты.
Сейчас автомобилисты финансируют дорожное хозяйство через транспортный налог и топливные акцизы. Какова фискальная нагрузка сейчас, эксперты не пишут (см. врез), зато они подсчитали, как она должна вырасти: в среднем по стране — на 20 000 руб. в год, для жителей мегаполисов — на 45 000-50 000 руб. Прежде всего — за счет повышения акцизов, уточняет руководитель профильной группы, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: до 2015 г. — поэтапно на 7-8 руб. за литр. Пока в Налоговом кодексе заложено повышение на 1 руб. в 2012 и 2013 гг. Чтобы компенсировать рост цен на топливо, эксперты предлагают ужесточать антимонопольное регулирование и принуждать нефтяные компании повышать эффективность переработки сырья.
Транспортный налог не повысят, говорит Блинкин: слишком непопулярная мера. Зато эксперты предлагают дополнительные платежи: автовладельцы, особенно в крупных городах, должны платить за хранение и парковку автомобиля. В России ситуация с парковкой начнет радикально меняться с 2012 г., говорится в докладе: по поправкам в закон «О безопасности дорожного движения» собственник дороги (регионы и муниципалитеты) решит, заплатят ли автомобилисты за парковку. «Может, кто-то решит пересесть на метро», — отмечает Блинкин.
После 2020 г. эксперты предлагают заменить все налоги одним универсальным — за километр пробега. Рассчитывается он на основе данных GPS-трека автомобиля в зависимости от категории дороги, характеристик автомобиля и его владельца. Тогда можно будет отказаться и от платных дорог, говорится в документе.
Поднимать акцизы нужно, отменив транспортный налог, считает партнер ФБК Игорь Николаев. Кроме автолюбителей, которые могут отказаться от автомобилей, есть таксисты, грузоперевозчики, говорит лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: они не смогут пересесть на общественный транспорт, для них рост нагрузки — вопрос выживания.
Советуем к прочтению:
Honda возвращается на легендарное ралли Дакар
Качество трассы не позволяет начать драг-рейсинг гонки по расписанию (ФОТО)
Минивэн Nissan Elgrand нового поколения официально представлен
Toyota выпустила неубиваемый Land Cruiser для австралийских фермеров и горнорабочих