Техрегламент. Закроет ли VIN дорогу правому рулю? Что станет со свободным импортом автомобилей?
Сегодня на страницах Российской Газеты, самой официальной газеты нашей страны, появилась долгожданная расшифровка горячей линии Алексея Рахманова (директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга России) и Сергея Фомочкина (начальник отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России) по вопросам нового техрегламента.
Давайте немного пробежимся по этому волнующему тексту, он таит в себе массу открытий. Начнем с главного.
Новый техрегламент утверждает, что автомобиль должен быть промаркирован 17-значным VIN номером. Однако не все автомобили имеют VIN-код. Выпущенные для японского рынка маркируются 11-значным Frame-номером. По логике техрегламента получается, что если нет VIN'а - нет и машины. Так ли это?
Запрещает ли техрегламент ввоз авто из Японии? Нет ответа!Константин из Новороссийска в ходе конференции задал вопрос: «Я никак не пойму, в чем различие 17-значного и 11-значного идентификационного номера?
(Если честно, мы на Drom. ru думали, что ситуация с VIN - это незначащая вещь, из которой автомобилисты «под замес» раздули слона. Ведь по здравой логике длина VIN, чисто технический момент, вообще не может иметь отношения к безопасности. И что если у машины нет VIN, то данный пункт, про количество знаков, к ней и не относится. Таким бы и хотелось услышать ответ - простой, логичный и понятный. Однако... - прим. Drom. ru )
Сергей Фомочкин: С японским номером, действительно, все не так просто. У них VIN вообще не существует в том виде, который принят у нас. Они, по сути, указывают номер кузова.
Российская газета: Но он может считаться идентификационным номером?
Фомочкин: Нет, не может. Японский номер не позволяет однозначно сказать, в каком году выпущен автомобиль. Для этого необходимо иметь под рукой базу данных или различные справочники. Европейский, российский и американский VIN позволяют определить это очень просто: о годе выпуска говорит десятая позиция в структуре номера. В первых позициях зашифровано, на каком заводе произведена машина. В японских номерах этого нет.
(Так значит, ключевое слово - «очень просто»? То есть если так сложилось, что в VIN машин из Европы и Америки уже содержится год выпуска, а вот дату выпуска японцев нужно посмотреть в справочнике - это повод закрыть ввоз таких машин как небезопасных? Или просто лень лишний раз заглянуть в справочник? Ох, а как же тогда сейчас работает бедная таможня? Импорту автомобилей из Японии уже больше 20 лет, на протяжении всего этого времени ввозная пошлина определяется строго в зависимости от года выпуска автомобиля. И Фомочкин хочет сказать, что это утомительно трудная задача? Возможно, он не знает, что Таможенные посты Дальнего Востока уже не первый год используют японские CD-каталоги, а также специальную программу Frameno, которые позволяют определить год и месяц выпуска японского автомобиля за секунды (за исключением автомобилей Honda, дата выпуска которых определяется при осмотре по ремням и другим параметрам). То есть эта процедура уже отработана годами. - прим. Drom. ru)
РГ: Тогда получается, что ввоз японских автомобилей после вступления в силу техрегламента будет запрещен?
Фомочкин: По формальным признакам такой автомобиль под требования регламента не проходит.»
О чем тут конкретно? По сути - ноль, одна вода. Полковник Фомочкин с таким же успехом мог сказать: «моя хата с краю, я ничего не знаю». Однозначно четкого ответа на вопрос «будет ли запрещен ввоз автомобилей с номером кузова вместо VIN» так и не прозвучало. В связи с этим вырисовываются два предположения. Первое, чиновники и сами не знают, как же быть. Второе, техрегламент запрещает ввоз и эксплуатацию автомобилей японского производства, которые будут импортированы в РФ после вступления регламента силу. Второе предположение косвенным образом подтверждает фраза Рахманова: «регламент не запрещает эксплуатацию праворульных машин (про ввоз, отметим, и слова нет - прим. Drom. ru). Закон обратной силы не имеет. Надо четко понимать, что нельзя вводить новые требования, распространяя их на машины, которые были произведены совершенно по другим нормам.»
Свободный импорт и конкуренция? Это все лишнее, спросить не с кого!Российская газета спрашивает своих гостей: «В регламенте говорится, что новые иномарки можно будет ввозить в Россию только от тех производителей, которые имеют у нас постоянных представителей. Зачем это делается? И не ограничит ли это конкуренцию, что скажется на конечной цене машин?
Рахманов: Речь идет о том, чтобы обеспечить ответственность одного представителя изготовителя, к примеру, "Субару" или "Мазды". А сегодня получается, кто захотел, тот и ввозит по 10-20 тысяч автомобилей, а потом спросить не с кого. (А в чем проблема? И какие вопросы могут быть у директора департамента автомобильной промышленности к свободным импортерам? - прим. Drom. ru) Что касается конкуренции, то ввозит один импортер, но впоследствии он отдает машины на реализацию десяткам дилеров (Похоже, Рахманов, который ранее продемонстрировал свою некомпетентность в отношении аварийной статистики на дорогах России, не имеет представления и об олигополии - сговоре немногих продавцов с целью получить барыш побольше - прим. Drom. ru). И те в свою очередь вправе конкурировать между собой, устанавливая цены.»
Самое интересно в том, что Российская Газета задает вопрос про новые иномарки, а в техрегламенте речь идет про все. Но ни корреспондент, ни «эксперт» оговорки не замечают. Или так и задумано?
Пошлины остались в силе? Априори!Разговор о пошлинах был коротким и внушающим.
«Российская Газета: Запретительные пошлины на подержанные иномарки сохранятся?
Рахманов: Недавно принято решение продлить их еще на 9 месяцев (На официальном сайте Правительства РФ подтверждения обнаружить не удалось, что дает некоторым покупателям повод тешить себя ложной надеждой - прим. Drom. ru). Общая стратегия и логика развития государства, имеющего автомобильную промышленность, вне зависимости от количества нероссийских иностранных участников говорит о том, что конкуренции между подержанными и новыми машинами ни на одном рынке мира нет и быть не может априори. Россия заинтересована иметь свое собственное производство автомобилей.»
Если вы поняли, что хотел сказать чиновник - поделитесь. Мы думали-гадали, ничего разумного не получилось.
По итого имеем: представителей власти позвали дать ответы на конкретные вопросы, разъяснить запутанные моменты, а запутались еще больше.
Полный текст обсуждения нового технического регламента можно прочесть тут. Речь ведется о самосборных автомобилях, о волшебных сертифицированных кенгурятниках, о ГЛОНАССах и самодельных прицепах. Этим важным вопросам было отведено 70% горячей-линии.
P. S.
Между тем автомобилисты России готовятся к акции протеста, которая состоится 24 октября.
Советуем к прочтению:
Volkswagen выпустил 210-сильную версию Beetle тиражом 3500 экземпляров
Дизтопливо стало стоить дороже бензина