ОСАГО по-человечески: прокуратура не видит проблем в схемах Росгосстраха. Формально всё ок. Закончим на этом?
«Ну что, Данила-мастер, не выходит у тебя Каменный цветок?» :-(
Прокуратура массированно шлёт гражданам преведы ответы на жалобы по схемам возмещения ущерба, которые придумала страховая компания РГС. Ответы типовые, и идут один за одним всем, кто принял участие в нашей акции «ОСАГО по-человечески».
Прежде чем приступить к разбору по существу, напомним, какие цели у нас были.
Мы выяснили, что существующее законодательство позволяет страховым компаниям открывать офисы урегулирования убытков (те места, в которые надо обращаться за возмещением по ДТП) вдали от центральных и густонаселённых городов и, таким образом, усложнять для потерпевшего процедуру возмещения ущерба.
Как оказалось, на конвейер эту схему поставила компания «Росгосстрах», которая продает страховки повсеместно, но при этом вынесла офисы урегулирования за 100-400 км от основных городов. Бороться с таким «клиентоориентированным» поведением компании мы предложили нашим посетителям через обращение в Генпрокуратуру с жалобой на действия страховой.
В ходе акции, объявленной 23 октября, по нашим подсчётам в Генпрокуратуру было отправлено несколько тысяч обращений.
Спустя полтора месяца можно констатировать неприятное: по мнению главного надзорного органа нашей страны, если фактического нарушения закона не усматривается, то и оснований для проверки деятельности РГС нет.
Ну что ж: пусть водители, пострадавшие от клиентов РГС, и дальше ездят за тридевять земель показывать свои битые машины. Ведь всё по закону...
Страховка - это как банковский вклад «на всякий случай». Вы кладёте деньги в банк, и когда наступает тот самый момент, забираете их. Чем быстрее заберёте, тем лучше. Теперь представьте себе схему, когда положить деньги можно просто, и банкоматы по приёму стоят на каждом шагу, но вот вынуть деньги обратно проблема - ближайший банкомат «на выдачу» в 300 километрах в лучшем случае. Вот такую схему сейчас реализует РГС, которая контролирует порядка 40% рынка ОСАГО. Видимо, это тоже в порядке вещей.
Что будем делать дальше?Конечно, можно обидиться на близорукость Генпрокуратуры, попенять им, что когда надо, надзорный орган очень даже трудоспособен: готов вразумлять банкиров и призывать к порядку тот же РГС. Но мы будем конструктивны и попробуем зайти с другой стороны. К счастью, кроме прокуратуры есть и другие инстанции, которые должны заботиться о правах граждан.
О ходе дела будем держать вас в курсе.
Первая ласточка?Вчера мы получили ответ от Федеральной антимонопольной службы на запрос Drom. ru «как дальше жить, если все страховые сбегут в тайгу». Оказывается, ФАС подготовила и внесла на рассмотрение в Минфин предложения о внесении поправок в Закон об ОСАГО. Эти поправки позволят автовладельцам подавать документы на выплаты по ОСАГО в любую страховую компанию, имеющую лицензию на обязательную «автогражданку». Формулировка у инициативы такая: при отсутствии по месту жительства страхователя или потерпевшего страховщика, уполномоченного для осуществления выплат по ОСАГО, его филиала или иного подразделения, заявление о выплате и необходимые документы подаются любому страховщику - члену РСА. Инициатива верная, но по факту с точки зрения документооборота ничего не поменялось. Сейчас, если вы не хотите ездить туда-сюда 600 километров в офис урегулирования, вам надо отправить документы почтой и ждать ответа. ФАС предлагает делать тоже самое, только почта заменяется на любую страховую компанию. Подробнее об инициативе ФАС можно прочесть в сегодняшней новости «За возмещением по ОСАГО можно будет обратиться в любую страховую. Легче, увы, не станет».
Инструкция «Что делать, если вы попали в ДТП с участием клиента РГС и он виновник?»Мы решили составить памятку для автолюбителей на случай, если они попадут в ДТП с клиентом РГС, и не захотят ехать в его особо отдалённый офис урегулирования. Инструкция должна помочь сориентироваться в ситуации и понять, как действовать грамотно.
Рассматриваем простой и наиболее распространённый случай: ДТП двух машин, без пострадавших, с документами и состоянием у водителей всё ОК, авто на ходу. В этом случае есть три базовых сценария. Первый - у вас ОСАГО и ущерб копеечный (европротокол). Второй - у вас ОСАГО и ущерб ого-го (только ДПС). Третий - у вас каско (только ДПС).
ОСАГО + Европротокол
Обязательные условия для европротокола: - Документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта.
2. Документы на почте отправляете заказным письмом в адрес офиса урегулирования убытков РГС по своему региону. Обязательно сделать на почте опись всех приложенных документов и зафиксировать дату отправки письма. Если будет суд, то именно эти документы могут сыграть решающую роль.
3. С тем же пакетом документов можно обратиться в свою страховую. По закону они обязаны принять у вас бумаги.
Каско
Схема с европротоколом тут не работает. Если ущерб явно на две копеейки (царапина, лёгкая вмятина или скол краски), то как правило такой будет оплачен страховой без бумажек. Во всех остальных случаях вызывайте инспекторов, получайте справку о ДТП, постановление, и с этими бумагами обращайтесь в свою страховую.
О сложных случаях с ОСАГО и каско и всех тонкостях оформления ДТП можно прочесть в специальном разделе на Правовом Форуме Дрома.
Советуем к прочтению:
Новое руководство Горьковского автозавода: русский и двое иностранцев
Пьяные полицейские за рулём: объявлена охота
Экспресс-обзор цен на машины с хабаровского авторынка на февраль 2014 года
Из-за строительства развязки на Южной площади на этом участке вновь изменится схема движения