Обзор кроссовера Volvo XC60
Интересная и долгожданная новинка от Volvo - компактный кроссовер XC60 наконец-то «докатился» до нашего тест-драйва! Автомобиль, созданный под лозунгом: «Жизнь прекрасна, когда мы вместе», воплотил в себе все лучшее, чем славятся шведские автостроители. Более того, в конструкцию XC60 внедрено почти два десятка серьезных нововведений, ранее не применявшихся в других моделях Volvo.
Популярность кроссоверов во всем мире заставляет автопроизводителей придумывать все новые модели в этой нише. Казалось бы, у Volvo уже есть «универсалистый» XC70 и «внедорожистый» XC90. И вот новое произведение - Volvo XC60, который готов затмить их обоих. Дело в статусе ХС60, обозначенном Volvo модным ныне словом «премиум». Соответственно, среди конкурентов значатся такие представители «элитного» дивизиона, как Audi Q5, Mercedes-Benz GLK, Infiniti EX35 и, конечно же, не сдающийся «ветеран» BMW X3. Но у «шведа» в рукаве есть козырная карта - беспрецедентная безопасность.
Впервые в моей практике мне предложили начать тест-драйв с того, чтобы попытаться разбить новенький авто, наехав на препятствие. И пусть речь идет не о стене или другом автомобиле, а о специальных пластиковых стойках, но, во-первых, все равно непривычно, во-вторых, в случае с Volvo XC60 у меня бы это и не получилось. И вот почему.
Шведский кроссовер в стандарте оснащен новейшей системой City Safety, которая позволяет ему самостоятельно тормозить перед неожиданно возникшим препятствием, например перед впереди едущей машиной. Подсчитано, что три четверти всех столкновений случается на скоростях до 30 км/ч - то есть преимущественно в городе. Особо отмечен вопиющий факт: виновник каждого второго зарегистрированного «поцелуя в зад»... даже не пытался тормозить! Причина - банальное отвлечение внимания - настраивал магнитолу, прикуривал, писал эсэмэску, успокаивал ребенка, засмотрелся на рекламу или, что гораздо чаще, на особь противоположного пола. Если знаете за собой такие грешки, значит, вам без City Safety не обойтись.
Работает она так. С помощью лазерного дальномера, встроенного в верхнюю часть лобового стекла на высоте внутреннего зеркала, City Safety постоянно отслеживает перемещение автомобилей и других объектов, находящихся впереди на расстоянии до 10 м от переднего бампера XC60. Используя данные цифровой видеокамеры, система распознает, находится ли впереди идущий автомобиль в состоянии покоя или движется в том же направлении, более того, 50 раз в секунду она определяет вероятность столкновения и высчитывает скорость возможного торможения.
Если водитель не реагирует на опасность, система полностью стопорит кроссовер и далее удерживает машину на тормозе в течение двух секунд. Этого времени водителю должно хватить, чтобы опомниться и «перехватить» педаль. Если же он среагировал раньше, притормозил или изменил траекторию движения, электроника опять станет пассивной и вернет человеку бразды правления.
Дилерский тест подразумевал имитацию наезда на препятствие на скорости около 20 км/ч.
Скажу честно, я так и не смог пересилить себя и держал правую ногу возле самой педали тормоза, но машина сама остановилась приблизительно в двадцати сантиметрах от преграды, без какого-либо экстрима, посмеявшись над моими рефлексами. Следующие две попытки окончились тем же результатом - ХС60 сам стопорил на безопасном расстоянии. Класс!
Увы, стоит помнить, что City Safety вовлечена в управление только до 30 км/ч (после этой скоростной отметки дистанцию до впереди идущего автомобиля контролирует активный круиз - контроль, действующий вплоть до 200 км/ч, но это уже опция, и весьма недешевая) и не работает при отклонении руля, то есть в повороте: так электроника отключается, поняв, что вы решили объехать препятствие. Кроме того, City Safety реагирует только на крупные (с отражающей поверхностью в 1 кв. м и более) предметы - пешехода или велосипедиста она, скорее всего, не увидит.
Мы решили пожертвовать нашим фотографом и поставили его на расстояние полутора метров перед стойками. Реакция у маэстро оказалась лучше, чем у хитроумной электроники (она человека попросту проигнорировала), в результате чего вы имеете возможность наслаждаться качественными фото, на которых ХС60 запечатлен во всей своей красе. Почему так получилось? Дело в том, что тело человека не способно отражать посылаемые лазерным дальномером системы City Safety волны, и, как следствие, не ждите, что из-за нашей с вами случайной халатности или невнимания машина сама среагирует на зазевавшегося пешехода. Будьте бдительны!
Вывод: несмотря на ряд ограничений, City Safety - это не игрушка, а реально и эффективно работающая система, способная предотвратить или снизить до минимума вероятность ДТП. Но полностью полагаться на нее все же не стоит. Производитель уверяет, что City Safety одинаково эффективно работает как днем, так и ночью, однако делает оговорку, что лазерный датчик не всемогущ, его чувствительность снижается в туман, снег или проливной дождь.
Благо, на этом перечень систем безопасности, предлагаемых для Volvo ХС60, только начинается. Например, можно заказать известную уже систему BLIS, которая при помощи встроенных в корпуса внешних зеркал видеокамер позволяет при перестроениях свести до нуля «мертвые зоны» по бокам автомобиля и, соответственно, риск «боковых» ДТП.
В списке опций значатся адаптивные биксеноновые фары, система контроля разметки (LDW), не позволяющая незаметно ее пересечь, не включив соответствующего указателя поворота, парктроник с видеокамерой, а также система мониторинга внимания водителя (DAC), которая способна заметить его усталость и предложить остановиться, чтобы... попить кофейку, о чем сообщает соответствующая пиктограмма «чашка с кофе» на дисплее комбинации приборов. Также можно заказать водоотталкивающее покрытие боковых стекол, благодаря которому даже шлейф грязных брызг от впереди идущего автомобиля скатывается с них мелкими каплями, оставляя идеальный обзор.
Заряжен энергией
Стоит отдать должное шведским дизайнерам: они создали по-настоящему красивый автомобиль, органично соединив тяжеловесную нижнюю часть, характерную для внедорожной линейки ХС, с легкой верхней, в которой читаются черты молодежного спорт-купе С30. В результате получился узнаваемый, оригинальный и задорный образ, который можно описать почти как человека, подбирая при этом эпитеты, обычно характеризующие молодых, энергичных людей. А ведь этот автомобиль действительно выглядит как живой человек. Он завораживает грозной мимикой своего «лица», линиями своих нахмуренных фар-глаз, широкой решеткой-лбом, где красуется огромный знак принадлежности к известному автомобильному бренду. Между радиаторной решеткой и сложносочиненными фарами головного света вертикально расположились две полоски светодиодов - фонари дневного света (включены всегда при движении). Благодаря этому нюансу машина хорошо видна в потоке и днем, и в сумерках. Мощный передний бампер состоит из нескольких частей, при этом металлизированная центральная вставка напоминает волевой подбородок и является словно продолжением V-образного рельефного капота.
Корма вольвовского кроссовера не менее импозантна и экспрессивна. Оригинальная задняя оптика, ниспадающая диодным водопадом на развитые «плечи», скульптурно вылепленный бампер с удачной имитацией диффузора, чей серебристый пластик хорошо контрастирует с черным «металликом» кузова, небольшой, но уместный спойлер с длиннющим стоп-сигналом на срезе крыши. Все это венчается большими литерами «Volvo», которые как бы заявляют во всеуслышание: «Я - индивидуальность!»
Если говорить о половой принадлежности XC60, то это, безусловно, самец - сильный и мужественный, хотя и не лишенный донжуанской элегантности. Такой однозначно понравится дамам, немалое количество которых Volvo видит в качестве потенциальных покупательниц машины. Изящный, но в то же время брутальный. Мощный и одновременно маневренный. Крупный и, несмотря на это, компактный. Кстати, XC60 почти на 20 сантиметров короче XC90 - его длина составляет 4 628 мм, ширина без зеркал - 1 891 мм, высота - 1 713 мм. Несмотря на высокую посадку кузова, забраться внутрь оказалось не проблема - спасибо красивым и практичным подножкам, пущенным по низу порогов.
Аллергии нет!
В том, что любой современный Volvo - настоящий «премиум», легче всего убедиться, оказавшись в салоне. Интерьер же XC60, пожалуй, можно назвать лучшим в семействе.
Салон кроссовера встречает качественными материалами и безупречной сборкой, а вот в плане дизайна откровений немного. Продолжена традиция «парящей» центральной консоли, которая на этот раз развернута к водителю, подчеркивая его главенствующую роль. По центру - знакомый алюминиевый «человечек» интерфейса климатической установки, по бокам - кругляши регулировки температуры, настройки тюнера и громкости. Под загрузочным слотом CD/МРЗ-системы разместились стройные ряды кнопок клавиатуры встроенного мобильника, при этом ваш собственный GSM-аппарат может быть синхронизирован с аудиосистемой автомобиля посредством Bluetooth. Пару слов о музыке. В нашем случае это установка High Performance с восемью динамиками и чейнджером на 6 дисков, при этом качество звучания просто на «пять с плюсом». Представляю, какие чувства вызовет топовая Premium Sound (по праву считается одной из лучших в мире среди автомобильных акустических систем по показателям качества звучания музыки) с 12 динамиками Dynaudio, сабвуфером, цифровым усилителем 15х30 Вт и технологией Dolby Pro Logic II.
Отделка консоли настоящим алюминием в стиле High Tech здорово ее освежает, однако в открытую нишу в верхней ее части, над дефлекторами вентиляции, так и просится дисплей навигационной системы RTI, числящийся в списке опций. Зато на «макушке» передней панели имеется «суфлерская будка», в которую вмонтирован ЖК-дисплей, отображающий настройки аудиосистемы и двухзонного автоматического климат-контроля, что очень удобно, так как вся информация находится на уровне глаз и не отвлекает водителя от процесса вождения. Черные символы на голубом поле отменно читаются и сочетаются с показаниями презентабельной комбинацией основных приборов, позаимствованной у флагманской S80. Хорош и четырехспицевый мультифункциональный руль.
Нет претензий и к эргономике водительского места, а само «капитанское» кресло щеголяет не только дорогой кожаной обивкой, но и полностью электрифицировано, включая подогрев и память на три персоны. Вообще, количество систем, штатных и дополнительных, обеспечивающих в XC60 комфорт, поражает воображение. В списке опций значатся, например, панорамная двухсекционная крыша, передняя часть которой может быть открыта для улучшения вентиляции. Но это все семечки! Дабы обеспечить благоприятную атмосферу в салоне автомобиля для людей, страдающих аллергией, в Volvo XC60 может быть установлена комплексная система для поддержания чистого воздуха в салоне CZIP (Clean Zone Interior - пакет «Чистый салон»), которая координирует климат-контроль и систему контроля качества воздуха IAQS (Interior Air Quality System). На практике это работает следующим образом: когда открываются двери, система автоматически включается и в течение минуты осуществляет вентиляцию салона, если температура внешнего воздуха выше 10 градусов по Цельсию. Данная система получила одобрение Шведской ассоциации по проблемам астмы и аллергии. Более того, все материалы в салоне XC60 гипоаллергенны, а хромированные детали декора, такие как, например, дверные ручки и эмблема Volvo на руле, выделяют минимум испарений никеля.
Автомобиль до верху нагружен передовой техникой безопасности: «активная» головная светооптика bi-ксенон, мониторинг «слепых» зон (BLIS), сигнализация схода с полосы движения (LDW), мониторинг внимания водителя (DAC)... Утомительно длинный список, причем во главе угла «высокоинтеллектуальная» система City Safety, которой XC60 комплектуется во всех исполнениях - по стандарту. Хорошие результаты во фронтальном и боковом столкновении показал кроссовер Volvo XC60, получив в итоге максимальные оценки - пять «звезд» и 37 баллов. На сайте EuroNCAP отмечается, что при лобовом ударе передняя стойка сместилась всего на три миллиметра, а рулевая колонка деформировалась таким образом, чтобы свести вероятность получения водителем травм ног к минимуму. За защиту детей в салоне кроссовер получил четыре «звезды» из пяти и 39 баллов. Максимальное количество очков автомобилю было выставлено за безопасность трехлетних детей, а за защиту полуторагодовалого ребенка XC60 не удалось добрать до максимальной оценки лишь десятую долю балла. При этом претензии снова одинаковы - непонятные этикетки. Безопасность пешеходов оценена в две «звезды».
Кроссовер Volvo XC60 показал отличные результаты краш-теста по методике EuroNCAP. Хорош XC60 и в плане вместимости. Благодаря большой колесной базе - 2,77 метра - и достаточной ширине кузова его салон просторен для пятерых человек, при этом в задней его части столь же комфортно, как и спереди. Сиденья второго ряда немного возвышаются над передними, предоставляя пассажирам хороший обзор. Оба крайних места по заказу могут быть выполнены с дополнительными двухуровневыми подушками для детей, с успехом заменяющими специальные удерживающие кресла.
Для размещения различной мелкой поклажи имеются вместительные карманы в дверях, совсем не маленький перчаточный ящик и емкий бокс под подлокотником, в котором спрятаны USB - и AUX-разъемы. Соответственно, не будет проблем с подключением флэшки, i-Pod или MP3- плеера. Сдвоенный подстаканник на центральной консоли эстетично прикрыт сдвижной шторкой и также может быть использован под мелочовку.
Более крупную поклажу готов принять внушительный багажный отсек, чей объем составляет 480 литров. Если этого кому-то покажется мало, можно сложить спинки заднего дивана (они разделены в весьма необычной пропорции 40:20:40), в результате чего образуется абсолютно ровный пол и 1 450 литров свободного пространства. Дверь багажника может быть снабжена электроприводом, а пол багажного отсека, под которым прячется запаска и вмонтированный в нее пенал с инструментом, в открытом положении удобно удерживается стропой с крючком. Жаль только, что погрузочная высота при этом великовата. Нам грузить особо было нечего, поэтому быстренько бросаем кофры с фотоаппаратурой на заднее сиденье и в путь.
Кстати, Volvo XC60 очень предупредителен по отношению к своему хозяину. Брелок «keyless go» не нужно вынимать из кармана, чтобы автомобиль «узнал» владельца, разблокировал двери и раскрыл боковые зеркала; запуск двигателя осуществляется кнопкой Start-Stop, а ручной тормоз можно снять только при нажатой педали тормоза; на первом же метре пути срабатывают дверные замки, предупреждая несанкционированное открытие дверей снаружи. Мелочи, а приятно!
Быстрый викинг
Технические характеристики Volvo XC60 зависят от двигателей. На наш рынок Volvo XC60 поставляется с двумя типами моторов: 3,0-литровой бензиновой рядной «шестеркой» с турбонаддувом мощностью 285 л. с. и 2,4-литровым пятицилиндровым турбодизелем мощностью 185 л. с., оснащенным системой Common Rail.
В качестве трансмиссии для бензиновой версии предлагается только 6-диапазонный «автомат» Geartronic, тогда как для дизеля можно заказать 6-ступенчатую «механику». Тестовый экземпляр потреблял солярку, но об этом я узнал только тогда, когда мы заехали на заправку - прекрасно сбалансированный мотор (и это несмотря на нечетное количество цилиндров) и отменная шумоизоляция практически полностью избавили автомобиль от характерного тракторного тарахтения.
Посмотрим, что этот мотор может дать водителю: помнится, некоторые мои коллеги из центральных автомобильных СМИ сетовали на нехватку тяги дизельной версии и вялый разгон. Ничего подобного! Пусть динамические характеристики XC60 с D5 не выдающиеся, но тянет он как паровоз, а если утопить педаль газа в пол, выстреливает как из пращи, вмиг оказываясь впереди потока. Немалая заслуга в этом принадлежит и «автомату» производства японской фирмы Aisin, который плавно и расторопно выбирает из своих шести ступеней нужную, при малейшей возможности переходя на повышенную, держа тем самым двигатель в пике мощности, который доступен в довольно небольшом диапазоне - от 2000 до 2 750 об/мин. В результате на коротких дистанциях автомобиль превращается в спринтера - светофорные гонки выигрывает на раз, за что стоит благодарить ломовой крутящий момент - 400 Нм, - кстати, точно такой же, как у 285-сильного бензинового собрата. Если обратиться к цифрам, то дизельный ХС60 даже с АКПП ускоряется до сотни за 9,9 секунды, что на уровне многих 2,5-литровых бензиновых седанов, априори более легких, а топлива при этом потребляет не больше.
Согласно данным производителя, 8,3 литра в смешанном цикле, но наш бортовой компьютер показывал на треть больше, правда, автомобиль еще не прошел «обкатку» и ездили мы в режиме, далеком от экономичности.
На трассе Volvo ХС60 великолепен - ты просто наслаждаешься полетом на крейсерских для него 130-180 км/ч, не обращая внимания на со-стояние дорожного покрытия, и разве что слишком запущенные дефекты могут расплескать ваш кофе в подстаканнике. Ощущению умиротворенности способствует и отменная шумоизоляция.
Управляемость Volvo XC60 склонна к комфортным характеристикам, хотя пошустрить автомобиль не прочь, особенно если будет оснащен опционной системой FOUR-C, позволяющей менять жесткость амортизаторов. Наш оказался без таковой, но это не помешало мне пройти пару довольно крутых поворотов на пределе. И вот что я почувствовал. Рулевое управление достаточно инерционно, машина входит в вираж с небольшим запаздыванием, хотя и без ощутимых кренов, за что стоит сказать спасибо системе динамической стабилизации и контроля тяги DSTC (Dynamic Stability and Traction Control), которая поддерживает стабильное положение автомобиля и уменьшает риск заноса, снижая обороты двигателя и притормаживая нужное колесо. Она работает в паре с системой антиопрокидывания RSC. На фоне этого, думаю, излишне говорить, что тормозная система Vovlo XC60 одна из лучших в мире и снабжена массой страховочных электронных систем.
А теперь представьте, что асфальт внезапно кончился - уж нас-то этим не удивишь. Но если вы за рулем ХС60, у вас даже пульс не участится. Крепкая энергоемкая подвеска и дорожный просвет в 230 мм позволяют «шведу» без проблем нестись по разбитой грунтовке, штурмовать дворовые бордюры и легкое бездорожье. Что касается офф-роуда посерьезней, то здесь философия Volvo схожа с BMW и ему подобными: этот автомобиль создан в первую очередь для дорог, пусть плохих, но все же дорог, еще лучше, если это будет асфальт. Система полного привода ХС60 аналогична той, что применяется на Land Rover Freelander II, - управляемая электроникой многодисковая муфта Haldex четвертого поколения с технологией Instant Traction автоматически перераспределяет крутящий момент между осями практически в неограниченных пропорциях. В обычном состоянии до 95 % момента приходится на передние колеса, а при их проскальзывании происходит мгновенное перераспределение до 65 % тяги на задний мост. В результате ХС60 крепко стоит «на ногах» на любом дорожном покрытии.
Не лишен автомобиль и такой распространенной ныне на внедорожниках функции, как электронный помощник при спуске с горы - HDC (Hill Descent Control), который плавно подтормаживает автомобиль. Остальные оффроудские «примочки», считает Volvo, городскому кроссоверу, по большому счету, и не нужны, и мы с этим, в принципе, согласны.
Резюме
В последнее время Volvo радует нас по-настоящему интересными автомобилями, и ХС60 - один из них. Технические характеристики Volvo XC60 оказались на высоте. Это прекрасный образчик нового шведского дизайна и передового европейского инжиниринга. А еще автомобилестроители из Гетеборга в очередной раз доказали всему миру, что делают самые безопасные машины в мире. Покупатели, в том числе и российские, уже отреагировали на старания компании: одно время у официальных дилеров даже образовалась небольшая очередь, что по нынешним временам дело редкое. А между тем на спрос могут повлиять цены: дизельная версия в базовой, но довольно обширной комплектации стоит сегодня 1 635 400 рублей, а бензиновая обойдется в 1 999 900, что дорого для кроссовера как такового, но сопоставимо с конкурентами. Замечу, что, как и другие марки этого ценового сегмента, Volvo позволяет комплектовать свои автомобили индивидуально, однако выгоднее брать опции «пакетами». Протестированная нами версия с пакетом «Премиум», оснащенная более чем щедро, потянула на два миллиона, но каждый вложенный сюда рубль вернется вам сторицей.
Если бы у меня было 2-2,5 млн рублей на покупку нового авто, одним из первых в списке претендентов непременно значился бы Volvo XC60 - яркий, современный, надежный, безопасный. То, что надо горожанину, который редко покидает асфальт, но хочет быть уверенным, что в случае необходимости легко проедет там, где его нет. Ну и главное - XC60 предназначен для тех людей, которые превыше всего ценят безопасность - личную и своих близких. Ведь это настоящий ангел-хранитель!
Технические характеристики Volvo XC60
Двигатель Число и расположение цилиндров R5 Рабочий объем, см3 2 400 Номинальная мощность, л. с. [кВт] при об/мин 185 [137] / 4000 Номинальный крутящий момент, нм при об/мин 400 / 2 000-2 750 Степень сжатия 17,3 Разгон от 0 до 100 км/ч, c 9,9 Максимальная скорость, км/ч 200 Трансмиссия Привод полный Коробка передач АКПП 6 передач Эксплуатационные характеристики Емкость топливного бака, л 70 Расход топлива в городском цикле, л/100 км 11,4 Расход топлива в загородном цикле, л/100 км 7,3 Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 9,0 Подвеска и ходовая часть Передняя подвеска независимая пружинная McPherson Задняя подвеска независимая пружинная многорычажная Шины/диски впереди/сзади 235 / 65 R17 Рулевое управление с гидроусилителем Передние тормозные механизмы дисковые, вентилируемые Задние тормозные механизмы дисковые, вентилируемые Основные размеры, емкости и массы Длина, мм 4 628 Ширина, мм 1 891 Высота, мм 1 713 Собственная масса, кг 1 855 Полная масса, кг 2 340 Емкость багажника, л 492-1 492 Диаметр разворота, м 4,5 Стоимость автомобиля на момент проведения теста, руб. 2 000 000 ?
Советуем к прочтению:
Строительство западного обхода Омска начнется в октябре нынешнего года
АвтоВАЗ увольняет 27 600 рабочих. Безработные грабят дачи, пробавляются чем придется
Nismo займётся выпуском автомобилей для глобального рынка. На очереди Juke, GT-R, 370Z и все все все