Новости

 Общие сведения об устройстве вагонов

Любой вагон состоит из основных, так называемых, узлов. В общей сложности у любого вагона обязательно должны присутствовать кузов, рама, ходовая часть, тормозное оборудование, а также автосцепные устройства. Каждый из них обладает своими специфическими свойствами и своим определенным назначением.

В кузове грузового вагона как раз и располагается груз, который необходимо доставить из одной точки в другую. В зависимости от того, для каких целей предназначен тот или иной вагон, конструкция кузова может быть различной. Что касается грузовых вагонов, тут кузов состоит из металлических дуг, дуг и специальных балок. Современные вагоны, предназначенные для перевозок грузов, имеют металлическую крышу и специальные люки, через которые происходит загрузка необходимого груза. Кузов грузового вагона имеет 2 двери, выполненные из металла, расположенные по обеим сторонам. А также в кузове есть 4 люка. Что касается пассажирских вагонов, то по конструкции они абсолютно другие. Выполненные из других составляющих, пассажирские железнодорожные вагоны обладают меньшей массой, т. к. перевозят меньшую общую массу.

Основанием кузова любого вагона является рама. Именно она воспринимает и несет всю ту массу, которая находится внутри кузова. Представляя собой основную несущую конструкцию, рама состоит из мощных балок, которые расположены на незначительном расстоянии друг от друга. А именно в этом промежутки находится устройство автосцепки. Все балки рамы очень качественно соединены между собой стальными цельными листами. Благодаря такой конструкции, рама представляет собой единую сильную и прочную систему.

Весь кузов вагона должен опираться и основываться на ходовой части. Именно эта составляющая грузового вагона передает на рельсы реальную массу общего состава, либо вагона с грузом внутри по отдельности. В состав ходовой части входят несколько частей. Это в первую очередь, колесные пары, а также рессорное подвешивание и буксы с подшипниками. Все элементы ходовой части объединяются в основные тележки, которые находятся под каждым вагоном. Единственное различие характеристик и конструкций этих тележек зависит от количества осей вагона.

Чаще всего для ходовой части грузовых вагонов используется двухосная тележка, которая носит название ЦНИИ-ХЗ. Такая тележка обладает лишь одинарным рессорным подвешиванием. Конструкция таких тележек достаточно сложная и состоит из литых боковин и окна, где располагаются пружины рессорных комплектов. Если грузоподъемность вагона довольно высока, тогда и количество этих рессорных пружин значительно больше. Также и колесные пары могут различаться по диаметру, в зависимости от вместимости вагона и его грузоподъемности. Чаще всего используются колеса, диаметром 950 мм. Чем больше осей у вагона, тем, соответственно и у тележки, которая используется как ходовая часть, осей больше. Если необходима четырехосная тележка, которая применяется для восьмиосных вагонов, тогда соединяют две тележки типа ЦНИИ-ХЗ, обладающие двумя осями.

В качестве такой тележки для пассажирского вагона используется современная тележка с двумя осями под названием КВЗ-ЦНИИ. Конструкция такой тележки имеет некоторое отличие от тележек грузовых вагонов. Такая тележка обладает центральным рессорным подвешиванием. Такая конструкция состоит из 4 трехъядерных пружин, балок, подвесок, а также гасителей колебаний. Количество подобных гасителей зависит от массы вагона. Если она находится в пределах 70 тонн, тогда достаточно, лишь 2-х таких приспособлений, а если масса будет больше, в таком случае, используется 4 гасителя.

А раньше, в прежние годы, все пассажирские вагоны изготавливались из цельного металла и не обладали гидравлическими гасителями колебаний. Поэтому, те вагоны с подобными тележками, которые до сих пор эксплуатируются, могут развивать и использовать скорость лишь в пределах 120 км/ч.

В зависимости от конструкции и вида грузового вагона, они обладают своими индивидуальными характеристиками. А точнее, их показателями. Однако свойства всех грузовых вагонов одинаковы и отличаются лишь действительно их значения.

Одним из первых и важных показателей грузового вагона является его грузоподъемность. Эта характеристика показывает, какова может быть самая большая масса груза, которая может поместиться в вагон того или иного типа. Очень важна и длина вагона, от которой зависит длина всего груженого состава, следующего от одной точки к другой. Дополнительной характеристикой подвижного вагона является тара. Это своего рода масса в кг свободного или порожнего вагона.

Отношение свободного вагона к его максимальной грузоподъемности имеет свое название коэффициента тары. Именно от его значения зависит экономичность вагона. Чем он меньше, тем экономичность выше. А вот с помощью нагрузки на рельсы можно понять самую большую загруженность вагона вместе с его собственным весом, а точнее вес брутто. То, сколько может войти груза в вагон по объему определяется объемом кузова и площадью пола вагона внутри.

Если вагон является открытым, тогда очень важно знать высоту стенок или бортов вагона. Чтобы определить какой груз может войти в подвижной состав, и какого характера он должен быть. Еще на стадии разработки и проектировании вагона должно быть четко учтено важное соотношение вместимости кузова вагона и его грузоподъемности в целом. Причем, у различных по конструкции грузовых железнодорожных вагонов это соотношение определяется по-разному. Например, для крытых вагонов оно определяется как объем кузова к грузоподъемности вагона. А вот для платформ такое соотношение – это отношение площади пола к той самой грузоподъемности вагона.

А вот для пассажирских вагонов одной из главных характеристик является отношение тары к числу мест в вагоне для пассажиров. В отличие от грузовых вагонов, именно этот коэффициент определяет экономичность вагона.

Статьи